Грудное вскармливание защищает от устойчивых к антибиотикам бактерий

Опубликовано 10 Dec 2018
В новом исследовании утверждается, что грудное вскармливание уменьшает присутствие устойчивых к лекарствам бактерий (фото любезно предоставлено Getty Images).
Новое исследование показало, что младенцы, которых кормили грудью по меньшей мере в течение шести месяцев, имеют в своей микробиоте меньше бактерий, устойчивых к антибиотикам, чем младенцы, которых кормили грудью в течение более короткого времени.

Исследователи из Хельсинкского университета (UH, Финляндия) и Университета Турку (UTU, Финляндия) выполнили работу, в которой анализировалось грудное молоко и фекальные массы 16 пар мать-младенец, при этом особое внимание обращалось на количество потенциальных генов устойчивости к антибиотикам (ГУА). Для этого было проведено метагеномное секвенирование ДНК грудного молока, а также микробиомов кишечников младенцев и матери. Обнаружилось, что фекальные ГУА и профили мобильных генетических элементов (МГЭ) новорожденных были более похожи на профили их собственных матерей, чем на профили неродственных матерей.

В результате появилось три основных вывода. Во-первых, при грудном вскармливании младенцев в течение по меньшей мере шести месяцев в кишечнике насчитывалось меньшее количество резистентных бактерий, чем у детей на грудном вскармливании за более короткий период, или их не имелось вообще. Во-вторых, лечение антибиотиками матерей во время родов увеличивало количество резистентных к антибиотикам бактерий в кишечнике детей. В-третьих, так как грудное молоко также содержит устойчивые к антибиотикам бактерии, мать, скорее всего, передает эти бактерии ребенку через молоко. Исследование было опубликовано 24 сентября 2018 года в Nature Communications.

“Принято считать, что любое грудное вскармливание всегда к лучшему. Несмотря на то, что грудное молоко содержит бактерии, устойчивые к антибиотикам, сахара в молоке обеспечивают жизнедеятельность полезных бактерий кишечника ребенка, таких как бифидобактерии, которые служат в качестве пробиотиков, — говорит ведущий автор Катариина Пярнанен (Katariina Pärnänen), доктор философии, сотрудник Хельсинкского университета. — Грудное молоко помогает таким полезным бактериям получать преимущество перед устойчивыми патогенами, что, вероятно, является причиной того, что у младенцев, которых кормили грудью в течение минимум шести месяцев, в кишечнике меньше бактерий, устойчивых к антибиотикам, по сравнению с младенцами, которых кормили в течение более короткого периода”.

“Положительное влияние грудного вскармливания было выявлено и у младенцев, которым давали молочные смеси в дополнение к грудному молоку; частичное грудное вскармливание уже, как оказалось, уменьшало количество бактерий, устойчивых к антибиотикам, — добавляет д-р Пярнанен. — Еще один вывод заключался в том, что вскармливание должно продолжаться хотя бы в течение первых шести месяцев жизни ребенка или даже дольше. Грудное вскармливание по большей части является здоровым и полезно для ребенка, но теперь мы обнаружили, что оно также уменьшает количество бактерий, устойчивых к антибиотикам”.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует в течение первых шести месяцев жизни исключительно грудное вскармливание. Даже после введения в рацион прикорма в возрасте шести месяцев продолжать грудное вскармливание рекомендуется до одного-двух лет. В действительности в общемировом масштабе только 38% младенцев находится на грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни, тогда как в Соединенных Штатах грудное вскармливание до шестимесячного возраста практикуют только порядка 13%. Краткосрочные преимущества для матери включают меньшую потерю крови, лучшее сокращение матки, потерю веса и снижение симптомов послеродовой депрессии. Долгосрочные преимущества включают снижение риска развития рака молочной железы, сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и ревматоидного артрита.

University of Helsinki
University of Turku

Centurion Service

Система очищения толстой кишки Pure-Vu GEN2 (фото любезно предоставлено Motus GI).

Очищающая система облегчает подготовку кишечника к колоноскопии

Новое устройство обеспечивает безопасное и быстрое очищение плохо подготовленной толстой кишки во время процедуры колоноскопии,... Читать дальше

Новая система стента помогает лечить внутричерепные аневризмы (фото любезно предоставлено Stryker).

Система дополнительных стентов помогает проводить лечение аневризмы головного мозга

Новая система стентирования аневризмы помогает хирургам лечить внутричерепные аневризмы с широкой шейкой в сочетании со съемными... Читать дальше

Электрическая стимуляция лба может ослабить симптомы СДВГ (фото любезно предоставлено NeuroSigma).

Адгезивное устройство нейростимуляции помогает лечить СДВГ

Новая система внешней стимуляции тройничного нерва (eTNS) представлена как нефармакологический вариант для педиатрических... Читать дальше

Плавающий трехмерный каркас, обеспечивающий эффективный мониторинг тканевой инженерии (фото любезно предоставлено ACS Nano).

3D-картирование тела помогает восстановить поврежденные клетки

В новом исследовании сообщается об инновационной трехмерной (3D) инструментальной технологии картирования, которая может... Читать дальше

Глобальный рынок оборудования для операционных, который, как ожидается, к 2026 году достигнет 48 миллиардов долларов США, определяется в основном технологическими разработками в отрасли (фото любезно предоставлено MJHF).

Мировой рынок оборудования для операционных достигнет 48 миллиардов долларов США к 2026 году