Грудное вскармливание защищает от устойчивых к антибиотикам бактерий

Опубликовано 10 Dec 2018
В новом исследовании утверждается, что грудное вскармливание уменьшает присутствие устойчивых к лекарствам бактерий (фото любезно предоставлено Getty Images).
Новое исследование показало, что младенцы, которых кормили грудью по меньшей мере в течение шести месяцев, имеют в своей микробиоте меньше бактерий, устойчивых к антибиотикам, чем младенцы, которых кормили грудью в течение более короткого времени.

Исследователи из Хельсинкского университета (UH, Финляндия) и Университета Турку (UTU, Финляндия) выполнили работу, в которой анализировалось грудное молоко и фекальные массы 16 пар мать-младенец, при этом особое внимание обращалось на количество потенциальных генов устойчивости к антибиотикам (ГУА). Для этого было проведено метагеномное секвенирование ДНК грудного молока, а также микробиомов кишечников младенцев и матери. Обнаружилось, что фекальные ГУА и профили мобильных генетических элементов (МГЭ) новорожденных были более похожи на профили их собственных матерей, чем на профили неродственных матерей.

В результате появилось три основных вывода. Во-первых, при грудном вскармливании младенцев в течение по меньшей мере шести месяцев в кишечнике насчитывалось меньшее количество резистентных бактерий, чем у детей на грудном вскармливании за более короткий период, или их не имелось вообще. Во-вторых, лечение антибиотиками матерей во время родов увеличивало количество резистентных к антибиотикам бактерий в кишечнике детей. В-третьих, так как грудное молоко также содержит устойчивые к антибиотикам бактерии, мать, скорее всего, передает эти бактерии ребенку через молоко. Исследование было опубликовано 24 сентября 2018 года в Nature Communications.

“Принято считать, что любое грудное вскармливание всегда к лучшему. Несмотря на то, что грудное молоко содержит бактерии, устойчивые к антибиотикам, сахара в молоке обеспечивают жизнедеятельность полезных бактерий кишечника ребенка, таких как бифидобактерии, которые служат в качестве пробиотиков, — говорит ведущий автор Катариина Пярнанен (Katariina Pärnänen), доктор философии, сотрудник Хельсинкского университета. — Грудное молоко помогает таким полезным бактериям получать преимущество перед устойчивыми патогенами, что, вероятно, является причиной того, что у младенцев, которых кормили грудью в течение минимум шести месяцев, в кишечнике меньше бактерий, устойчивых к антибиотикам, по сравнению с младенцами, которых кормили в течение более короткого периода”.

“Положительное влияние грудного вскармливания было выявлено и у младенцев, которым давали молочные смеси в дополнение к грудному молоку; частичное грудное вскармливание уже, как оказалось, уменьшало количество бактерий, устойчивых к антибиотикам, — добавляет д-р Пярнанен. — Еще один вывод заключался в том, что вскармливание должно продолжаться хотя бы в течение первых шести месяцев жизни ребенка или даже дольше. Грудное вскармливание по большей части является здоровым и полезно для ребенка, но теперь мы обнаружили, что оно также уменьшает количество бактерий, устойчивых к антибиотикам”.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует в течение первых шести месяцев жизни исключительно грудное вскармливание. Даже после введения в рацион прикорма в возрасте шести месяцев продолжать грудное вскармливание рекомендуется до одного-двух лет. В действительности в общемировом масштабе только 38% младенцев находится на грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни, тогда как в Соединенных Штатах грудное вскармливание до шестимесячного возраста практикуют только порядка 13%. Краткосрочные преимущества для матери включают меньшую потерю крови, лучшее сокращение матки, потерю веса и снижение симптомов послеродовой депрессии. Долгосрочные преимущества включают снижение риска развития рака молочной железы, сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и ревматоидного артрита.

University of Helsinki
University of Turku

В новом исследовании предполагается, что наблюдение за приемом антибиотиков может уменьшить число ненужных назначений лекарств (фото любезно предоставлено Getty Images).

Онлайн-поддержка способствует сокращению случаев излишнего назначения антибиотиков

Новое исследование показывает, что электронные отзывы о назначении лекарств и поддержка принятия решений в режиме онлайн... Читать дальше

Новое исследование дает основание предполагать, что комплекс упражнений, выполняемый до проведения хирургической операции, уменьшает воздействие реперфузии (фото любезно предоставлено фотобанком Getty Images).

Комплекс упражнений защищает мышцы и нервы от реперфузионного повреждения

Результаты недавно проведенного исследования показывают, что комплекс упражнений может защитить как мышцы, так и нервы от... Читать дальше

Персонализированная платформа для реабилитации походки Optimal-G Pro (фото любезно предоставлено компанией Motorika).

Персонализированная роботизированная платформа поможет в реабилитации пациентов с дезорганизованной походкой

Улучшенная система реабилитации походки использует усовершенствованную технологию интеллектуального обучения (enhanced learning... Читать дальше

Физические 3D-модели аортальных сердечных клапанов пациента (фото любезно предоставлено Институтом Висса).

Параметрическое моделирование помогает определить размер протезного клапана

В новом исследовании описывается, каким образом трехмерная (3D) печать может оценить, как клапаны разных размеров будут ... Читать дальше

Puritan Medical Products Co. в этом году отметит свое 100-летие (фото любезно предоставлено Puritan Medical Products).

Puritan Medical Products готовится отметить своё 100-летие