Грудное вскармливание защищает от устойчивых к антибиотикам бактерий

Опубликовано 10 Dec 2018
В новом исследовании утверждается, что грудное вскармливание уменьшает присутствие устойчивых к лекарствам бактерий (фото любезно предоставлено Getty Images).
Новое исследование показало, что младенцы, которых кормили грудью по меньшей мере в течение шести месяцев, имеют в своей микробиоте меньше бактерий, устойчивых к антибиотикам, чем младенцы, которых кормили грудью в течение более короткого времени.

Исследователи из Хельсинкского университета (UH, Финляндия) и Университета Турку (UTU, Финляндия) выполнили работу, в которой анализировалось грудное молоко и фекальные массы 16 пар мать-младенец, при этом особое внимание обращалось на количество потенциальных генов устойчивости к антибиотикам (ГУА). Для этого было проведено метагеномное секвенирование ДНК грудного молока, а также микробиомов кишечников младенцев и матери. Обнаружилось, что фекальные ГУА и профили мобильных генетических элементов (МГЭ) новорожденных были более похожи на профили их собственных матерей, чем на профили неродственных матерей.

В результате появилось три основных вывода. Во-первых, при грудном вскармливании младенцев в течение по меньшей мере шести месяцев в кишечнике насчитывалось меньшее количество резистентных бактерий, чем у детей на грудном вскармливании за более короткий период, или их не имелось вообще. Во-вторых, лечение антибиотиками матерей во время родов увеличивало количество резистентных к антибиотикам бактерий в кишечнике детей. В-третьих, так как грудное молоко также содержит устойчивые к антибиотикам бактерии, мать, скорее всего, передает эти бактерии ребенку через молоко. Исследование было опубликовано 24 сентября 2018 года в Nature Communications.

“Принято считать, что любое грудное вскармливание всегда к лучшему. Несмотря на то, что грудное молоко содержит бактерии, устойчивые к антибиотикам, сахара в молоке обеспечивают жизнедеятельность полезных бактерий кишечника ребенка, таких как бифидобактерии, которые служат в качестве пробиотиков, — говорит ведущий автор Катариина Пярнанен (Katariina Pärnänen), доктор философии, сотрудник Хельсинкского университета. — Грудное молоко помогает таким полезным бактериям получать преимущество перед устойчивыми патогенами, что, вероятно, является причиной того, что у младенцев, которых кормили грудью в течение минимум шести месяцев, в кишечнике меньше бактерий, устойчивых к антибиотикам, по сравнению с младенцами, которых кормили в течение более короткого периода”.

“Положительное влияние грудного вскармливания было выявлено и у младенцев, которым давали молочные смеси в дополнение к грудному молоку; частичное грудное вскармливание уже, как оказалось, уменьшало количество бактерий, устойчивых к антибиотикам, — добавляет д-р Пярнанен. — Еще один вывод заключался в том, что вскармливание должно продолжаться хотя бы в течение первых шести месяцев жизни ребенка или даже дольше. Грудное вскармливание по большей части является здоровым и полезно для ребенка, но теперь мы обнаружили, что оно также уменьшает количество бактерий, устойчивых к антибиотикам”.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует в течение первых шести месяцев жизни исключительно грудное вскармливание. Даже после введения в рацион прикорма в возрасте шести месяцев продолжать грудное вскармливание рекомендуется до одного-двух лет. В действительности в общемировом масштабе только 38% младенцев находится на грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни, тогда как в Соединенных Штатах грудное вскармливание до шестимесячного возраста практикуют только порядка 13%. Краткосрочные преимущества для матери включают меньшую потерю крови, лучшее сокращение матки, потерю веса и снижение симптомов послеродовой депрессии. Долгосрочные преимущества включают снижение риска развития рака молочной железы, сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и ревматоидного артрита.

University of Helsinki
University of Turku

AIIR в городской больнице Тайбэя (фото любезно предоставлено Reuters/Corbis).

Высокое отрицательное давление ограничивает распространение в воздухе загрязняющих веществ

Согласно новому исследованию, высокое отрицательное давление в больничных изоляторах эффективно ограничивает распространение... Читать дальше

В новом исследовании предполагается, что тонзиллэктомия может быть излишней процедурой (фото любезно предоставлено 123rf).

Исследования показывают, что проведение подавляющего большинства тонзиллэктомий является безосновательным

Новое исследование показывает, что семь из каждых восьми детей, у которых удалены миндалины, пользу от этой процедуры получат... Читать дальше

Исследования показывают, что пациенты регулярно скрывают информацию о своем здоровье от врачей (фото любезно предоставлено Getty Images).

Пациенты имеют тенденцию скрывать информацию о своем здоровье от врачей

Новое исследование показывает, что пациенты нередко скрывают от своих врачей соответствующую медицинскую информацию, что... Читать дальше

В новом исследовании было изучено, могут ли алгоритмы ИИ заменить врачей-людей (фото любезно предоставлено Shutterstock).

Искусственный интеллект может бросить вызов роли врачей

Согласно новому исследованию, системы искусственного интеллекта (ИИ), которые имитируют интеллект человека посредством обучения,... Читать дальше

Ожидается, что к 2025 году ИИ в сфере здравоохранения сможет достичь экономии в размере 150 миллиардов долларов США (фото любезно предоставлено Shutterstock).

Искусственный интеллект сэкономит индустрии здравоохранения более 150 млрд долларов США к 2025 году